о нас

Почему kobzar.in.ua интересно и полезно читать?

Почему kobzar.in.ua интересно и полезно читать
Written by kobzar

Почему kobzar.in.ua интересно и полезно читать? Этот сайт был создан как своего рода онлайн-библиотека, мы практически не пишем новых текстов. За годы существования «печатного слова» десятки тысяч талантливых людей уже написали и опубликовали множество интересных рассказов, научных трудов, и философских трактатов.

Во все времена книги хранились в библиотеках. Наша цель — превратить kobzar.in.ua в современную всемирную библиотеку, в которой материал доступен в любое время суток, и этот материал интересно читать.

Наша миссия — сохранить, оцифровать, выбрать материал, и познакомить наших читателей с уникальными и редкими антикварными книгами. Мы хотим позакомить людей с текстами, которые были доступны нашим предкам. Хотим показать, что антикварная книга — это источник знаний. Хотим напомнить, что старые книги интересно читать.

Почему kobzar.in.ua полезно читать?

Уже сейчас нам доступны тексты многих уникальных книг. Мы располагаем оцифрованными копиями большинства из них. По мере наших сил и возможностей эти материалы станут доступны читателям. Сейчас мы публикуем краткие описания книг, их фотографии, отдельные фрагменты произведений. Мы стараемся выбирать материалы на разные темы, не зацикливаясь на каком-либо одном направлении.

В психологии есть такое понятие «переключение внимания или мыслей». Чтение книг с успехом помогает «переключиться» и привести мысли в порядок.

Старые антикварные книги написаны на непривычном для современного читателя языке. Их текст не сразу становится понятен читателю, словарные обороты вначале могут показаться необычными. Тем не менее, со временем, мозг привыкает к этому языку, в мозге создаются новый нейронные связи. Текст книги постепенно оживает, и читатель окунается в «мир истории» наполненный непривычным современному читателю смыслом.

Почему kobzar.in.ua не публикует описание современных книг?

Букинистика — это увлекательное занятие. Букинистов можно сравнить с кладоискателями. Они находят редкую старую книгу, изучают ее историю, начинают понимать ее историческую и материальную ценность.

Наша онлайн-библиотека, своего рода, хранилище подтвержденных первоисточников и изданий близких к первоисточникам. В этом наше, выражаясь современным языком, уникальное коммерческое предложение. В этом наше ключевое отличие от миллионов других сайтов.

Большинство современных философских мыслей уже были когда-то написаны и опубликованы. Всем нам знакомо чувство «информационной заспамленности». Мысли и слова классиков, историков, философов, сотни тысяч раз публикуются, изменяются, вырываются из контекста. В результате первоисточник искажается, теряется его первоначальный смысл. Современные книги — это отдельная коммерческая и растиражированная ниша. Чтобы не потерять свою уникальность kobzar.in.ua публикует описания старых антикварных книг.

А сейчас предлагаю познакомиться с очень любопытным исследованием, которое я позаимствовал в книге «Иллюстрированная история нравов» Эдуарда Фукса, том I, 1914 год. Речь пойдет о монастырях и монахах 🙂

Эдуард Фукс "Иллюстрированная история нравов" том I, 1914 год
Почему kobzar.in.ua интересно и полезно читать?

Главнымъ оплотомъ римской церкви были монахи и монастыри. При помощи этихъ инстиктовъ она прежде всего господствовала надъ христіанскимъ міромъ. Если вѣрить просвѣщеннымъ историкамъ, то монахи завоевали это господство молитвой и переписываніемъ Евангелія. Нелѣпѣе этого «просвѣщеннаго взгляда» ничего не может быть. Монахи достигли власти прямо противоположным путемъ.

Монастыри были первыми и долгое время единственными очагами и разсадниками культуры. Здѣсь впервые возникло профессіональное ремесло. Здѣсь мы встрѣчаемъ первыхъ ткачей. Монахи были также первыми пивоварами. Они же первые ввели раціональную обработку земли. Всему этому монахи научили окружающих, ихъ людей. Они научили ихъ ткать шерсть, одѣваться въ шерстяное платье, выгоднѣе обрабатывать землю, они привили имъ болѣе разнообразныя и, главное, болѣе высокія требованія къ жизни.

Разумѣется, то была непростая случайность, что именно монастыри сдѣлались очагами техническаго прогресса. Это было просто послѣдствіемъ того, что в монастыряхъ впервые пришли к тому, что является причиною всякаго техническаго прогресса: къ концентраціи труда. Такъ какъ монастыри практиковали ее впервые, притомъ въ самомъ интенсивномъ размѣрѣ, то они и пришли раньше другихъ къ товарному производству.

Почему kobzar.in.ua интересно читать
Почему kobzar.in.ua интересно и полезно читать?

Монастыри сдѣлались таким образом, первыми и были впродолженіе многихъ столѣтій самыми могущественными и богатыми кущами. Въ монастыряхъ всегда можно было получить все и притом все лучшее. «Монастырская работа» была высшаго качества. Разумѣется, не потому, что «благодать Божія покоилась на этомъ труде», не потому, что благочестie направляло ткацкій челнокъ, а по простой экономической причинѣ. Здѣсь человѣкъ был не только обезличнымъ средствомъ капиталистическаго накопленія прибыли.

антиквариат, рідкісне видання, антикварна книга

Таковъ, далѣе, всегда результат труда, построеннаго на коммунистическихъ основах: связывая личный интересъ съ поставленной задачей онъ облагораживаеть какъ процессъ работы, так и ея продукт.

Такимъ путемъ монастыри незамѣтно сдѣлались первым и главнымъ сосредоточіемъ культурной жизни. Въ интересахъ собственнага существованія они первые проложили дороги, выкорчевали лѣса и сдѣлали ихъ годными для обработки, высушили болота и построили плотины.

Укрѣпленныя стѣны монастырей были первыми крѣпостями, въ которыхъ окрестные жители могли укрыть себя и свое добро, когда жадный до добычи непріятель врывался въ страну. Монастыри и церкви были не только оплотами противъ дьявола, но и первыми надежными оплотами противъ земныхъ враговъ. Все это придавало больше вѣса ихъ ученію. Не слѣдуетъ забывать, что даже самые воинственные ордена приходили въ страну почти всегда, какъ друзья, какъ люди, олицетворявшіе въ средніе вѣка повсюду идею прогресса, историческую логику вещей, обусловленную эволюціей.

Почему kobzar.in.ua интересно читать, букинист

Сказанное о роли монастырей и монаховъ въ области техники и хозяйства примѣнимо и къ сферѣ интеллектуальнаго творчества. Монастыри были въ средніе вѣка единственными очагами науки.

Здѣсь жили первые врачи, обладавшіе лучшими средствами противъ белѣзней людей и животныхъ, чѣмъ знахарки. Здѣсь учились читать, писать, считать, только здѣсь систематически культивировали и развивали искусство письма. Въ монастыряхъ возникла прежде всего и женская эмансипація, столѣтіями раньше, чѣмъ въ средѣ имущаго бюргерства, ибо они эмансипировали женщину задолго до того времени, когда возникло бюргерство.

Достаточно вспомнить многочисленныхъ ученыхъ игуменій, аббатисъ — писательниц, напр., чтобы привести хоть одно имя — Росвиту, монахиню гандерстеймскаго монастыря. Эта эмансипація была, разумеется, возможна только потому, что здѣсь впервые были на лицо благоприятствовавшия ей экономическая условія. По той же причине въ монастырях расцвѣли и разныя искусства, высшія проявленія культуры. Очень и очень долго монастыри были главными мецентами искусства и по ихъ заказу возникло не только большинство художественныхъ произведеній, созданныхъ средними вѣками, но и самыя грандіозныя и великолѣпныя творенія этой эпохи.

Совокупность этихъ факторовъ объясняетъ намъ продолжавшееся столѣтія господство монаховъ и церквей. Вотъ истинныя причины ихъ власти, а не молитвы и пѣснопѣніе.

Къ этому базису слѣдуеть свести и главную основу монашеской жизни, институтъ безбрачія, если мы хотимъ понять это явленіе въ его сущности, въ его исторической обусловленности и, слѣдовательно, уяснить себѣ его конечныя послѣдствія.

Эдуард Фукс "Иллюстрированная история нравов" том I, 1914 год

«Просвѣщенные» идеологи объясняють этотъ институть не менѣе ошибочно и превратно, какъ и фактъ господства надъ людьми монастырей и монаховъ. Просвѣтительная литература видит въ немъ не болѣе, какъ «заблужденie» человѣческаго ума. Нельзя, конечно, отрицать, что трудно придумать болѣе простое объясненіе массоваго историческаго явленія. Однако, къ счастью «глупость» и «заблужденie» въ данномъ случаѣ больше на сторонѣ историковъ, чѣмъ на сторонѣ массъ.

Безбрачie монаховъ и монахинь является отнюдь не заблужденіемъ человѣческаго ума, а «неизбѣжнымъ послѣдствіемъ опредѣленныхъ данныхъ общественныхъ условій». Безбрачіе обитателей монастырей доказываетъ «не то, что ихъ основатели были идіотами, а только то, что экономическiя условия порой бываютъ сильнѣе законовъ природы».

Что же это были за принудительныя экономичеекiя условія? Чтобы отвѣтить на этот вопросъ, необходимо вспомнить исторію возникновенія монастырей. Правда, послѣдніе имѣли разные корни и разныя отправныя точки, однако, въ большинстве случаевъ они были первоначально ни чѣмъ инымъ, какъ союзами бѣдняковъ, объединившихся для болѣе удобной борьбы за существованіе. То быль античный «ойкосъ» на болѣе расширенной основе.

kobzar.in.ua раритетные издания книг антиквариат

Вотъ почему большинство монастырей существовало ручным трудомъ и наиболѣе выдающіеся основатели монастырей той эпохи — Антоній, Василій, Бенедиктъ Нурсійскій — прямо вменяли его в обязанность всѣмъ членамъ общины.

В качествѣ экономическихъ организаций, — а ими в первую голову и были монастыри, они представляли собой не что иное какъ попытки «силами самихъ участниковъ разрѣшить coциальный вопросъ, для ограниченнаго круга людей».

Если эти чисто хозяйственныя организацiи выступили подъ религиозномъ покровом, то это объясняется какъ временемъ, такъ и тѣмъ, что первобытное христіанство выстраивалось въ своей оппозиціи къ античному миру на коммунизмѣ. И хотя его осуществленіе терпѣло крушеніе под вліяніемъ тогдашних условій жизни, послѣдніе тѣмъ не менѣе «создавали все новыхъ пролетаріевъ, а вмѣстѣ съ тѣмъ и все новую потребность въ коммунистическихъ организаціяхъ». А таковыми и являлись монастыри.

букинистика, антикварная книга, древняя рукопись

Самая форма ихъ организацiи предполагала общее пользованіе какъ средствами производства, такъ и продуктами потребленія, ибо общее хозяйство противоречитъ частной индивидуальной собственности, главным образом, частному пользованію средствами производства. Тамъ, гдѣ дѣлаются попытки сохранить послѣднее, вся организація очень быстро распадается, какъ видно изъ истории всѣхъ коммунистическихъ общинъ, такъ какъ общее хозяйство было продиктовано соціальной нуждой, тяготѣвшей надъ всѣми, нуждой, от которой хотѣли спастись, то естественно, что старались всѣми силами сохранить общее производство.

Все было подчинено этому интересу, а также понятія о собственности. Люди отказывались отъ частной собственности и жили на коммунистическихъ основахъ. Тому же закону должна была естественно подчиниться и регламентація половых отношеній. И здѣсь рѣшающее значеніе должны были имѣть интересы сохранности и цѣлостности хозяйственной общины.

С другой стороны монастыри возникли въ эпоху, когда право собственности и наслѣдованія уже находились въ развитомъ состоянии. Отсюда слѣдуетъ, что сохраненіе или введеніе брака в монастыряхъ не мирилось с необходимымъ для их существования коммунизмомъ, ибо кровная связь всегда сильнѣе всякихъ искусственныхъ формацій, а такими искуственными формаціями, несомнѣнно, были монастырскія общежитія.

Почему kobzar.in.ua интересно читать

Чтобы избѣгать этой опасности, — а по существу дѣла ее необходимо было избіжать, — монастырям не оставалось ничего другого, какъ отреченіе оть брака. Кромѣ членовъ домашней общины, монахи и монахини не должны имѣть другой семьи.

Только этимъ путемъ, в силу принудительной экономической необходимости при данныхъ экономическихъ условіяхъ, а отнюдь не в силу идіотическаго заблуждения человѣческаго разума и возникло монашеское безбрачие.

Надо прибавить къ этому, что первоначально это отреченіе отъ брака не имѣло ничего общаго съ цѣломудріемъ, не предполагало отреченія отъ половой жизни вообще. Рѣчь шла только объ исправлении обычной общественной формы полового общенія, т. е. брака, въ интересахъ сохраненiя и существования общины.

Почему kobzar.in.ua интересно читать

Тысячи среди первыхъ монаховъ открыто и безпрепятственно удовлетворяли свою половую потребность. Если же рука объ руку возникло и горячо пропагандировалось требованіе воздержанія, то это тоже имеет свою экономическую причину, обусловлено печальнымъ соціальнымъ состояніемъ эпохи, толкавшимъ то и дѣло людей въ объятія строжайшаго аскетизма.

Эдуард Фукс "Иллюстрированная история нравов" том I, 1914 год

Если истинная основа монашества объясняется такимъ образомъ, а господство и вліяніе всей церковной іерархіи аналогичнымъ путемъ, то не трудно понять, почему и когда этот институт должен был перекинуться в свою противоположность, превратиться изъ фактора прогресса въ его тормозъ, стать тѣломъ, съ отвратительными, зловонными язвами, до мозга костей впродолженіе столѣтій отравлявшими христіанскій міръ.

Представляя на самомъ дѣлѣ значительныя хозяйственныя выгоды сравнительно съ частнымъ хозяйствомъ, коммунистическая форма организации жизни неизбѣжно должна была подъ конец перерасти свою первоначальную цѣль. Экономическое превосходство надъ всѣми другими современными хозяйственными предпріятіями должно было создать рано или поздно могущество и богатство всѣхъ монастырей.

«А могущество и богатство обозначают ни что иное, как право на чужой трудъ. Монахи и монахини зависѣли теперь уже не отъ собственнаго труда, они могли теперь существовать трудомь другихъ и они, конечно, пользовались этой возможностью. Из союзов производства монастыри превратились в союзы эксплоатации»

Почему kobzar.in.ua интересно и полезно читать
Почему kobzar.in.ua интересно и полезно читать?

Почему kobzar.in.ua — всемирная библиотека? Конечно на данном этапе эта фраза звучит амбициозно и пафосно, но мечтать не вредно — вредно не мечтать 🙂 Поэтому кроме книг мы публикуем описания редких исторических документов, произведений искусства, и географических карт. Впереди у нас много работы, ведь одни только мечты не приводят к амбициозным результатам, интересным статьям, и качественным фотографиям.

About the author

kobzar

Add Comment

Leave a Comment